Говорят, театр начинается с вешалки. А этот театр начался с… кота. Да не простого, а с крылышками и с фонариком, похожего на маленького грифона. Персонаж, которого назвали Вильямом, стал символом нового детского театра, а заодно и дал ему название.
Развитие через творчество
У истоков создания театра «Кот Вильям» стоит его художественный руководитель Елена Морозова. По профессии детский психолог, арт-терапевт, она давно мечтала о создании центра для детей, где малыши могли бы не просто интересно проводить время, но и эстетически и духовно развиваться. Поначалу не представлялось, что это может быть именно сценическая площадка, но получилось именно так. Семейный театр, созданный общими усилиями близких людей и единомышленников.
На вопрос о том, не страшно ли было начинать, ведь в Петербурге и так немало детских театров, худрук ответила:
В современном мире нужно всем дружить, иначе ничего хорошего не получится. Мне нравится фраза «Мы все продаем воду на берегу реки». Иными словами, делаем общее дело.В нашем городе действительно много достойных театров, но мы не боимся конкурентов, у нас своя ниша и своя публика.
Есть у театра и свой весьма оригинальный логотип. Образ кота Вильяма, созданный художником Петром Ворпулевым, сразу пришелся по вкусу создателям театра, а потом — и его маленьким зрителям. И это не случайно, ведь в удивительном и добром персонаже пересеклось сразу несколько творческих потоков. Он ассоциируется с детством, со сказками, с культурой и, конечно, с Петербургом и его символом — грифоном. Ну а имя Вильям, отсылающее к великому английскому драматургу Шекспиру, — это еще одна грань, театральная.
Театральная корпорация
Сегодня «Кот Вильям» представляет собой не просто театр, а целую корпорацию, включающую несколько структур. Прежде всего это собственно театральная площадка, расположенная в торговом центре на проспекте Испытателей. Здесь много красивых помещений и небольшой уютный зал на 50-60 мест. В труппе театра — семь штатных и трое приглашенных артистов, в основном молодежь.
Следующее направление — продюсерский центр. Здесь работает команда профессионалов, которые создают театральные премьеры на большой сцене. Одна из последних ярких новинок — «Бэби-опера», спектакль для малышей от годика до шести лет. Премьера состоялась осенью этого года в столичном «Башмет-центре». В постановке заняты московские артисты, и идет она только в столице, но, возможно, со временем спектакль увидят и петербуржцы.
Не забывает продюсерский центр и взрослых зрителей. Недавно, например, был представлен музыкально-драматический спектакль «Хищники» по пьесе Антона Чехова «Драма на охоте». Постановку, сделанную совместно с режиссером Валерием Владимировым, можно увидеть в Петербурге и Москве.
Еще один проект театра — канал сказок «Читаем детям», организованный на видеохостинге в интернете. Здесь выложено более двухсот популярных сказок для семейного прослушивания. Читают их взрослые — приглашенные артисты и дети — победители ежегодного конкурса чтецов, который также организовал театр.
Под эгидой корпорации действует event-агентство, которое организует праздники для детей и взрослых. Событие может быть любым: от семейных торжеств до крупных мероприятий, фестивалей и конференций. Кроме того, при театре работает швейный цех. Это место, где коллектив профессиональных технологов и швей создает театральные костюмы для спектаклей. Вот такая разнообразная деятельность!
Многослойные спектакли
Сегодня в творческой копилке театра порядка двадцати спектаклей. В основном это постановки для детей или так называемые семейные, которые интересны и маленьким, и взрослым.
Большинство наших спектаклей — многослойные, каждый человек найдет в них свою историю, свой смысл, — поделился режиссер театра Алексей Шульгач.— Восприятие зависит, конечно, и от возраста зрителей. Возьмем, например, спектакль «Крот, который мечтал увидеть солнце» по книге современного автора Александра Блинова. Дети обычно видят в нем похождения забавного персонажа, который мечтает посмотреть на солнышко и расспрашивает у других героев, какое оно. А вот мамы и папы воспринимают спектакль сложнее — как некую антиутопию, где показан закрытый, живущий под землей социум, которому внушили, что солнце — это зло, причем смертельно опасное. Для взрослых это история о борьбе против всех, о пути к своей цели, о вере в себя.
На философские размышления наводит и спектакль Алексея Шульгача и Дианы Разживайкиной «Жил-был Фип» по произведению Бориса Заходера. Эта постановка о поиске себя и своего предназначения стала победителем IX Международного фестиваля «Театр кукол — без границ» (Москва). Главный герой — цыпленок, родившийся в инкубаторе, — пытается выяснить, кто он такой, общаясь с другими персонажами.
В спектакле опять же идут две параллельные истории, — пояснил Алексей Шульгач. — Дети видят, как цыпленок встречает разных персонажей, как они его меняют и как он меняет их. И радуются тому, что Фип в итоге находит свою семью. Для взрослых это совершенно другое, это история о том, что наша жизнь скоротечна и часто однообразна, как конвейер. И порой мы понимаем самих себя только в самом финале.
Ставят в театре и классические детские спектакли, при этом стараются привнести в них новаторские идеи, сделать более интересными для современных мальчишек и девчонок. В «Золушку», например, добавили элементы интерактива и театра теней, а старую добрую тыкву заменили элегантным тыквомобилем. Спектакль «Шекспир. Ромео + Джульетта» пришлось и вовсе серьезно адаптировать под детскую аудиторию. Жестокие моменты и сложные тексты убрали, оставив лишь прекрасную и вечную историю любви.
Главное – идея
По каким же параметрам отбирает репертуар требовательный кот с шекспировским именем?
Главный принцип отбора спектаклей — это идея, которую он должен донести, — рассказала Елена Морозова. — Если это просто шоу, развлекательное действо — мы сразу говорим нет. Бывает и так, что поначалу «пустышку» не разглядишь, а потом поговоришь со зрителями и выяснишь, что они видели только красивую картинку. Тогда мы снимаем этот спектакль с проката. Нам важно, чтобы каждая постановка несла некий мессендж, чтобы после ее просмотра родителям было что обсудить с детьми.
Некоторые родители, кстати, высказывают претензии театру: мол, сын или дочка не все поняли, пришлось разъяснять, отвечать на вопросы... Худрука такая позиция удивляет: «Это же, наоборот, прекрасно, что вы со своим ребенком обсудили поднятые темы! Значит, они его зацепили, он узнал что-то новое. А если вы смотрели постановку по известному художественному произведению — это повод еще раз его перечитать. Каждый спектакль должен сделать человека чуть лучше!»
А еще Елена Морозова глубоко убеждена: на детях нельзя экономить. Ребятам нужно давать все самое лучшее, чтобы они на этом учились, чтобы у них выработался эстетический вкус. И относится это не только к качеству репертуара.
Недостаточно предложить хороший продукт: спектакль, фестиваль или конкурс. Очень важно, чтобы условия пребывания в театре были комфортными. К нам все-таки приходят мамы с детьми! Поэтому мы стараемся, чтобы помещения всегда были красивыми и чистыми, места — удобными, сотрудники — улыбчивыми. Театр начинается с вешалки, поэтому наши посетители чувствуют себя отлично еще до начала спектакля.
Напоследок мы, как водится, поинтересовались творческими планами театра. В ближайшее время зрителей ждут сразу две премьеры. Новогодняя постановка «Подарок для Мышки» по книге нашей современницы Ирины Зартайской — это трогательная и чудесная история для малышей от одного годика. Режиссеры — Алексей Шульгач и Диана Разживайкина. А сразу после Нового года режиссер и сценарист Петр Васильев поставит спектакль «Лягушиный король».