Хороший реквизитор должен уметь делать стельки в ботинки клоуна
В закромах театра «Кот Вильям» можно найти все: и костюм Гарри Поттера, и сундуки, и искусственные бороды, и парики на любой вкус, и барабаны, и даже помпоны для черлидинга. А заведует этим наш реквизитор Светлана, хранительница театрального очага. За один день она успевает решить множество задач, готовит к спектаклю реквизит, следит за тем, чтобы актеры правильно надели костюм и оформляет сцену. Светлана убеждена, что от такой работы совсем не устает, а театр считает своим вторым домом, где всегда уютно и тепло.
Как строится рабочий день реквизитора?
Мне бы хотелось к реквизитору добавить еще костюмер, помощник режиссера и бутафор. Поэтому у меня каждый день начинается по-разному. Например, сегодня день начался с репетиции, на котором я помогала актерам разбираться с реквизитом, но в процессе этого успела покрасить сундук для спектакля. А вообще, у меня тут много разных дел. Я готовлю все костюмы, оформляю зал, помогаю артистом с реквизитом, проверяю, чтобы они правильно надели парики, что-то поправляю. Поэтому я даже чувствую себя такой хозяйкой.
Выработана ли в театре какая-то система хранения реквизита и костюмов?
У нас есть два помещения, одно для костюмов, второе для реквизита. Костюмы с действующих спектаклей висят ближе к выходу, чтобы до них было просто добраться. За ними висят костюмы с квестов, которые часто проходят в театре. А в конце костюмерной и на самом верху висят костюмы, которые нужны гораздо реже, например, новогодние. А реквизит со спектаклей хранится в другом помещении, в подписанных коробках. Тут тоже действует свое правило: под правую руку у меня находится реквизит для квестов, а под левую реквизит со спектаклей. Система выработана.
Бывали в театре такие случаи, когда реквизит пропадает?
Да, в декабре прошлого года мы очень долго не могли найти реквизит для Новогоднего спектакля. Пропала голова оленя. Искали везде, где только можно было, и на полу, и в костюмах, и в коробках. В том случае мне помог один фокус. Как-то мне рассказали о том, что, когда ты что-то долго не можешь найти, нужно об этом написать. Я в своем реквизиторском ежедневнике написала, что такого-то числа, для такого-то спектакля я разыскиваю голову оленя и очень хочу ее найти. И что Вы думаете? Я его нашла.
Можете ли Вы вспомнить какую-нибудь забавную историю из жизни театра, когда что-то случилось с реквизитом прямо во время спектакля?
Лично у меня был такой опыт, когда я только начинала работать, у нашего театра была огромная площадка в ТРЦ «ПитерЛэнд». Это было на показе спектакля «Морозко». На сцене стоял колодец, в который должна была нырнуть актриса и найти в нем веретено. За несколько минут до этого действия я поняла, что забыла «зарядить» это самое веретено и актеры это тоже не заметили. И вот актриса уже ныряет в этот колодец, я скорее бегу в комнату, где хранился весь реквизит, хватаю веретено, прибегаю обратно и стоя в кулисах показываю артистке, что веретено у меня. Ей пришлось ползти к кулисам, незаметно забирать у меня реквизит и ползти обратно. Сцена немного задержалась, а я тогда очень сильно перенервничала. Такой вот был случай однажды.
Какая атмосфера царит в театре «Кот Вильям»?
Здесь атмосфера творчества. Мы что-то вместе выдумываем, друг друга перебиваем, хихикаем. Мы относимся ко всему весело, с юмором, но в тоже время всегда ответственно. А на спектаклях я иногда боюсь присутствовать в зрительном зале, потому что очень сильно переживаю и за декорации, и за актеров. Здесь все очень родные.
Как Вы попали в эту профессию?
У меня как-то интересно все складывалось в моей жизни. В детстве мама всегда говорила мне: «Лучший подарок, который ты можешь сделать, это подарок своими руками». Я помню, что я постоянно что-то мастерила, помогала папе заниматься ремонтом, шила, любила делать-что руками. А потом я передала это своим детям. Даже на Дне Рождения помимо чаепития мы всегда что-то мастерили и всем было очень интересно и весело. Для себя я прошла обучение в Александро-Невской лавре по росписи по дереву. Меня это очень впечатлило, я готова была бесконечно пропадать с этими кисточками и деревяшками. Меня всегда окружали творческие люди и я сама такой была. Поэтому, когда я попала в театр, я поняла, что я на месте.
Какими навыками должен обладать реквизитор?
Он однозначно должен уметь пришивать пуговицу и делать стельки в ботинки клоуна. На самом деле реквизитор должен уметь делать все. Надо уметь держать в руках иглу и кисточку, разбираться в гриме. А еще мне кажется, что реквизитор должен уметь решать несколько задач сразу. Я успеваю делать одновременно несколько дел. Я бегу в одно место, по пути что-то хватаю и куда-то несу. Тут пришила, тут постирала, тут убрала. И получается, что к концу дня сделано очень много дел.